Я уже, помнится, говорил совсем недавно, что испытываю нежные чувства к старым камушкам.
Нет, в самом деле, есть свое особое очарование в стенах, сложенных из вековых валунов, или в старинной кирпичной кладке - не красной, как современные дома, а бордовой, цвета разлившегося вина. Стены Новой Голландии в Питере, Морозовских казарм в Твери, промышленных кварталов в Цюрихе, - понятно, что все это пресловутая казенная архитектура, но какая красивая! Умели прадеды наши строить, пока дедов функционализмом и конструктивизмом не накрыло. Ну, прикиньте, вот кому сейчас придет в голову построить цех вагоноремонтного завода в виде готического замка, а над воротами выложить окно в виде классической "розы", как в средневековом соборе? А им - пару пустых, они строили так, чтобы не только функционально было, а еще и выглядело здоровски. Иными словами, бывает так, что постройка вроде бы и казенная, а цепляет, зараза, за глаз и за сердце, заставляет остановиться и залюбоваться.
Европейские наши соседи давно это дело просекли и вышедшие в тираж промышленные здания стали переоборудовать. Превращать их в выставочные залы, коворкинги, хостелы и даже отели. Это только у нас попытка превращения ветшающего здания транспортного предприятия в апарт-отель вызывает истерику у определенной публики. Впрочем, хвала богам, так у нас не везде. Прекрасным образчиком перепрофилирования старого предприятия в нечто новое довелось мне не так давно полюбоваться в Сортавале.
Видите ли, какая штука. Жил да был в нынешней Сортавале, а на ту пору - городке Сердоболь, купец Даниэль Тиайнен. Говорят, весьма был предприимчивый дядька, очень четко соображавший, в какой бизнес еще вложиться, чтобы получить прибыль. В 70-х годах XIX века ему вспало на ум поставить на берегу Ладожского озера маленькое предприятие для переработки главного карельского сырья той поры - леса. Паровую лесопилку. В те поры такого рода заводики были делом не частым, так что безымянная окраина Сердоболя, где обосновался оборотистый Тиайнен вскоре получила название Кивиниемен Саха - лесопилка на каменистом мысу. Хм... Мыс и правда каменистый, извольте видеть:

Сказать, что предприятие стало градообразующим, - это, конечно, соврать, но вот то, что оно было во-первых значимым, а во-вторых, успешным, сомнений не вызывает. Во всяком случае, Даниэль Тиайнен оказался одним из первых карельских промышленников, уловивших наступление новой эры и перешел с парового привода на электрический. Генератор, - машина по тем временам огромная, - разместился в специально построенном краснокирпичном здании со сводчатой крышей. Надо сказать, что выстроено здание было не на русский манер, а на скандинавский, поэтому и тогда выглядело необычно, и сейчас смотрится очень нестандартно.
Описывать дальнейшую судьбу этой лесопилки я, пожалуй, не буду, потому как к делу это отношения не имеет. Скажу только, что еще на памяти ныне живущих карелов и финов она работала, причем вполне успешно. Ну, а дальше - сами знаете. Двадцатый век был беспокойным и неласковым, - той еще железной гребенкой прошелся и по судьбам людей и по их творениям. В общем, к 1990-м краснокирпичный корпус подошел уже руиной. Красивой, но умирающей. Но нашлись же благородные безумцы, решившие спасти старинное здание, которому к тому времени было уже больше века. И в местечке Кивиниемен Саха появилась
гостиница Пийпун Пиха - "Дворик с трубой".

Преуютнейший получился отель. О промышленном прошлом здания свидетельствует, пожалуй, одна деталь - та самая труба, о которой сказано в названии. Лучшей рекламной вывески и быть не может: видно ее издалека.

Отельчик небольшой, но вполне уютный, с очень приличным рестораном, вполне соответствующими европейским стандартам номерами и кучей всяких удобств, которые гораздо лучше меня уже перечислили
ВОТ ТУТ. Добротные такие три звезды. По питерским меркам чрезвычайно прилично, а по меркам карельским (да и финским тоже) - просто царские хоромы.
Ну и, - специальным бонусом - вид из окон на Ладогу. А это зрелище, скажу я вам, поднимающее классность отеля как минимум на одну звезду в плюс. Как мне в свое время говорил управляющий швейцарского отеля "Вальдхаус" в местечке Флимс, - "Мы не предлагаем гостям видовые номера. Нет-нет. Мы продаем вид, а номер к нему - бесплатно". ;-))
Вот он, этот самый вид - отражается в стеклах веранды "Пийпун Пиха", прямо за спиной у отражения вашего покорного слуги.

Так вот потихоньку я маленькую историю про лесопилку купца Тиайнена и рассказал. Старые кирпичики, любовно сложенные один к одному почти полторы сотни лет назад, получили новую жизнь. Мне кажется, не менее, а более увлекательную, чем раньше. А город Сортавала обзавелся высококлассным отелем, что тоже не может не радовать. Для туристического сектора Карелии такие приобретения - штука важная.
Да. За знакомство с "Двориком с трубой" и его историей - искреннее спасибо группе компаний
"Колмас Карелия", компании "
Никон. Россия" и
Комиссии экоэффективного туризма Ленинградского областного отделения Русского географического общества, организовавшим блог-тур "Рускеала-тайна глубины", в ходе которого меня в Сортавалу попутным ветром и занесло.