Пожалуй, это самая странная и таинственная из драгоценностей. Камень? Нет, совсем не камень. Органика? Опять же нет… Намного более юный, чем любой кристалл, но при этом не менее, а, подчас более ценный и редкий. Одним словом, жемчуг. Самая большая загадка ювелирного мира.
Рожденный в глубинах вод, в мягких и нежных складках мантии моллюска-жемчужницы, мягко опалесцирующий при свете дня и как будто светящийся внутренним светом в сумерках, жемчуг всегда поражал воображение человека. И применение ему тоже находилось всегда – в искусстве, в коммерции, в магии.
Знак сановника и символ верности
В Китае сорок два века назад жемчужина на шапке была знаком статуса высшего императорского чиновника. В Междуречье рек Тигр и Ефрат жемчуг считали сильным талисманом. В Древней Греции он стал предметом коллекционирования, причем моду на коллекции ввел ни кто иной, как Александр Македонский. В Древнем Риме жемчугом украшали храмы Венеры и Юпитера, а новобрачных связывали жемчужным ожерельем - символом супружеской верности.
Редкий, дефицитный и исчезнувший
В средние века жемчуг стал главным достоянием благородного сословия. Кроме дворян владеть этой драгоценностью могла только церковь. В Новое время, благодаря открытию Колумбом Америки, жемчуга стало намного больше. Но и спрос на него вырос: владеть морским сокровищем стали нетитулованные богачи – буржуазия. К концу XIX века ради одной крупной жемчужины безупречной формы вылавливали и вскрывали до 10 000 раковин. В результате к началу ХХ века природный жемчуг практически исчез, и в 1952 году его добычу запретили во всем мире.
Ход за Японией
В Японии жемчуг испокон веков добывали ныряльщицы «ама». Работа эта была рискованной и сложной. Но все изменилось, благодаря молодому провинциалу - купцу Микимото Кокити. В 1893 году он придумал технологию производства искусственного жемчуга, а в 1899-м открыл лавку в самом центре Токио, где стал продавать свою продукцию. На самом деле еще в XIII веке в Китае научились искусственно «подкидывать» моллюскам основу будущих жемчужин, закладывая между мантией моллюска и стенкой раковины кусочки кости, глиняные шарики, кусочки дерева или меди. Но японский купец поставил дело на почти промышленную основу, а в качестве искусственной основы стал использовать перламутровые шарики. Жемчужины получались «чистыми», без посторонних включений, «безъядерными».
Сегодня жемчуг Микимото, - его еще называют «акоя» по названию раковины, - стал основным предметом японской ювелирной коммерции. Причем технология развилась настолько, что в одной раковине одновременно выращивается от 10 до 20 жемчужин. Безупречных. Прекрасных. Вызывающих восхищение, желание обладать ими и, разумеется, зависть. Но ведь так и должно быть. Потому что речь идет о настоящем сокровище.
(с) "Ювелирное предложение" №1