Так уж повелось, что защита российских рубежей стала едва ли не главной задачей казачества. С кем только ни приводилось вести казакам войну – с черкесами, с поляками, с татарами, с турками… И везде, во всех конфликтах и во все времена демонстрировали казаки черту, недоступную регулярной армии – невероятную гибкость. В том числе и заимствовать у противника все самое лучшее, обращая полученное против самого врага. Одним из самых выгодных приобретений оказалось знаменитое казачье оружие – шашка. Первоначально оно было черкесским и звалось «сэшхуэ» - «длинный нож»…
Сэшхуэ, принятый у черкесов был чем-то вроде кинжала-переростка несколько больше полуметра в длину и не обоюдоострым, а однолезвийным и применялся примерно с теми же целями, что и солдатский тесак – как в хозяйственных целях, так и в рукопашной – случись чего рубануть противника с потягом, не развалив, конечно, «на полы до седла», но нанося серьезные длинные раны. В общем, инструмент, «имеющий на Востоке, в Малой Азии, между кавказскими народами и нашими тамошними казаками высокую известность как оружие, оказывающее необыкновенные достоинства при рубке».
Иай-дзюцу по-казачьи
Казакам эта особенность горского оружия понравилась очень, и они взяли его на вооружение. Сперва – захватывая шашки у врага, а потом – изготавливая их самостоятельно или заказывая у оружейников. И в самом деле, из черкесского сэшхуэ получилось идеальное орудие убийства. Легкая, длинная, со смещенным к концу центром тяжести шашка позволяла казаку нанести тяжелейшие раны противнику. А если все эти качества помножить на скорость конной атаки и увеличенный рычаг - длину руки и рост привставшего в стременах всадника, результат получался просто ужасающий! Пресловутый легендарный удар «от темени до паха» таким оружием можно было нанести вполне. При сшибке двух конных лав, скакавшие в первых рядах были практически обречены, что уж говорить о судьбе противостоящей казачьей коннице пехоты!