Mar. 20th, 2008

serh: (Default)
Давно минули времена всенародного ликования по поводу выборов. Где тот восторг от личного участия в политической жизни Отчизны, что испытывали граждане России в 1989 году, во время первых за 72 года «прямых, тайных, равных» и так далее? Народ устал «голосовать сердцем» и «голосовать, а то проиграешь», выбирать из «да-да-нет-да» и «нет-да-да-нет», спорить о политике на коммунальных кухнях и «груди в груди» сходиться в жарких стычках сторонников разных партий у метро по дороге с работы. Запал былого энтузиазма выгорел. Народ погрузился в политическую кому.
Нет, конечно, кипят страсти, кипят! Бьют друг друга и окружающих невесть из каких КГБшных разработок выросшие скинхеды и не менее общественно-опасные «антифа». Если вам не все равно, каких взглядов придерживается подросток в вязаной шапочке, который пырнет вас, мирно проходящего мимо группы таких же как он, ножом под лопатку – можете ненавидеть одних и восхищаться другими. Или наоборот. Топают по улицам «Идущие вместе». К слову, по-гречески «идущий вместе» будет звучать как «синдромос». Очень верное совпадение, - есть в этих мальчиках и девочках что-то симптоматичное. Собираются на площадях «Наши», «Не наши», «Ихние» и так далее. «Несогласные», зарабатывая политический капиталец для своих вождей, подставляют спины под дубинки «согласных». Но чего? )
serh: (Default)
Приятно ощущать себя гражданином великой державы. Настолько, что чего только не сделаешь ради этого чувства! Вот, скажем, на Украине раскопали во прахе истории единственное, пожалуй, сражение, в котором украинцы победили русских – Конотопскую битву. Правда, победили по-хорошему, не сами украинцы, а союзное войско из татар крымского хана Мехмеда Гирея, поляков Анджея Потоцкого и казаков гетмана Ивана Выговского. Правда, русских было почти вдвое меньше. Правда, дело было уже 350 лет назад. Да еще, - вот досада! - всего через пару месяцев после победы Выговскому пришлось бежать с Украины, потому что казачья рада крикнула нового гетмана – Юрия Хмельницкого, сторонника пророссийской политики. Но ведь победили же! Хоть раз в жизни, но таки да! И вот, президент Ющенко уже собирается подписать указ о праздновании юбилея сражения, а министр культуры Украины Вовкун заявляет, что все «должны осознать, что это не просто Конотопская битва, это – Конотопская победа. Это – бренд, он должен получить всеукраинское и мировое значение!»
Почему вдруг братья-славяне взялись будить эхо войны трехсотлетней давности? Ответ прост как мычание: им нужно хоть как-то поддержать собственное самолюбие. Потому что мечта о вступлении в НАТО – о том, чтобы показать России жирный кукиш, пошла прахом: не торопятся на Западе принимать Украину в соратники!
И Грузию, как выяснилось, тоже не торопятся. Как заявила канцлер Германии Ангела Меркель, «Страны, которые к этому моменту вовлечены во внутренние или региональные конфликты, не должны иметь претензий на членство НАТО. НАТО – союз тех государств, которые объединяют общие интересы безопасности, а не государств, занятыми своими внутренними проблемами». А кроме того, «правительства государств, желающих вступить в альянс, должны добиться поддержки в этом вопросе не только со стороны политической элиты, но и со стороны значительной части местного населения». (Хорошо сказано. При том, что, скажем, во время НАТОВских учений в Крыму местное население весьма показательно высказало свое отношение к Северо-Атлантическому блоку).
Самое же неприятное для Грузии, - что Меркель выступила перед прессой с этим заявлением сразу же после встречи с Владимиром Путиным. То есть в результате неких договоренностей. А до бухарестского саммита НАТО остались считанные дни, так что вряд ли канцлер успеет изменить свое мнение.
А тут еще, как назло, Кремль снял экономические санкции с Абхазии, да и вообще пошли разговоры о признании ее независимости. И независимости Южной Осетии – тоже. Так что, неровен час, в Грузии тоже отыщут какое-нибудь историческое событие на манер украинского и попытаются сделать из него «мировой бренд». Ведь ощущать себя гражданином великой державы так приятно!
serh: (Default)
Нехороший это симптом, когда в стране начинают закрываться вузы. Обычно это свидетельствует о том, что подходит к концу очередная «оттепель» и начинаются политические заморозки со всеми возможными последствиями. Поэтому закрытие Европейского университета в Петербурге не может не вызывать вполне понятного беспокойства. Как в России, так и за ее пределами. Но, похоже, политика тут ни при чем.

Для начала — что же, собственно, произошло? Было приостановлено действие лицензии университета на основании того, что он находится в небезопасном с точки зрения пожарной безопасности здании. То есть 12 лет подряд оно было вполне пожаробезопасным, а потом вдруг в одночасье таковым быть перестало. Поскольку официальные объяснения сразу же вызвали серьезные сомнения, возникло несколько альтернативных версий.
Политики?
Первую из них, политическую, озвучил в эфире New Times ведущий современный российский социолог, декан факультета социологии Государственного университета гуманитарных наук РАН, профессор Владимир Ядов: «Причина в том, что этот университет открыл программу, предназначенную для подготовки наблюдателей за соблюдением демократических правил на выборах». В начале 2007 года Европейский университет и в самом деле получил грант Европейского союза на мониторинг предстоящих выборов и обучение наблюдателей. Именно из-за этого гранта, по мнению правозащитников, университет и столкнулся с нынешними проблемами: российские власти якобы не заинтересованы в объективных наблюдателях. Английская газета Guardian так и вовсе рубанула с плеча: «Россия закрывает не устраивающий Путина университет». В общем-то, Путин и правда как-то раз критически отозвался о связях Европейского университета с вузами Великобритании и США и сказал, что это заведение выступает проводником зарубежного влияния…
Но политическую версию закрытия вуза опровергают многие, в том числе и ректор самого университета Николай Вахтин: «В период избирательной кампании за любым конфликтом наблюдатели склонны видеть большую политику.
СПРАВКА: 

Европейский университет был образован в 1994 году при непосредственной поддержке тогдашнего мэра Петербурга Анатолия Собчака, и в 1996-м начал свою работу. К его созданию приложил руку ряд видных деятелей науки и культуры нашего города. Основной задачей вуза стало не допустить утечки мозгов за границу: он предоставлял возможность научной работы на средства зарубежных грантов на территории России. От других российских университетов Европейский отличался тем, что студентов там не было: вуз специализировался на последипломном образовании (аспирантуре) и переподготовке специалистов в гуманитарной сфере. Всего на пяти факультетах университета одновременно обучалось около 120 российских и 15–20 иностранных слушателей.

June 2017

S M T W T F S
    1 2 3
4 56789 10
11 12 13 141516 17
1819 20 21222324
25 2627282930 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Dec. 16th, 2025 10:44 am
Powered by Dreamwidth Studios