"Царская водка" (компиляшка)
Jul. 17th, 2006 03:30 pmНикто из историков не может толком ответить на вопрос, когда же появилась на Руси водка. С одной стороны, официальной датой ее рождения считается 31 января 1865 года, когда Дмитрий Менделеев защитил свою докторскую диссертацию «О соединении спирта с водою». Но с другой, к тому времени «хлебное вино» было в обиходе россиян уже не одно столетие. Века, примерно, с XV-го. Нет, должно быть и до того времени было на Руси что-то подобное, но все-таки предки наши чаще отдавали должное пиву, хмельному меду, да бражке, а спиртному крепкому, типа европейского «аквавита» только дивились. Но именно в XV веке сложились все условия для рождения на свет «беленькой».
«Аквавит», или, иначе говоря, «воду жизни» - продукт дистилляции виноградного вина впервые завезли в Россию генуэзцы, в 1386 году. Среди прочих диковин, подаренных послами Генуи Василию Темному была скляница с этим диковинным напитком. Правда презентовали ее не как напиток, а как лекарство.
Подстатейное дело
Век тот выдался на удивление благоприятным: урожайные годы следовали один за другим, о голодных временах стали потихонечку забывать, зерно дешевело, а запасов его скопилось куда больше, чем можно было так или иначе реализовать. Из этих-то излишков и стали потихоньку творить брагу, а потом в чью-то светлую голову пришла мысль и о перегонке, благо народ в России всегда был сметлив и находчив, а в Европе дистилляцию освоили уже лет за сто до этого. Вот и потекли по просторам державы водочные ручейки, сливавшиеся в полноводные реки. А государство, не теряя времени, взяло производство спиртного под контроль. Уже в царствование Иоанна Грозного в царевом «Судебнике» содержалась специальная статья, грозившая суровыми арами всякому, кто будет тайно гнать и продавать водку, уклоняясь от налогов.
Впрочем, по правилам, что устанавливала и насаждала церковь, готовить и пить спиртное дозволялось крестьянам всего 4 раза в год - на Рождество, Масленицу, Дмитриевскую субботу и Пасху. Ну да это – крестьянам, а сам Иоанн Грозный себя такими ограничениями не связывал.
При Иоанне Васильевиче на Руси появились первые государевы кабаки. Водкой в них торговали по строгим правилам, принимая в оплату только медную монету и только без сдачи, чтобы избежать обсчета. Выручка же, за исключением малой толики – доли кабатчика – принадлежала лично царю.
Сам Иоанн Васильевич охотно баловался на пирах водочкой. Чаще всего, правда, к несчастью своих подданных и сотрапезников, ибо делался неумеренно буен и горяч. Может в этом и заключался секрет его вошедшей в историю грозности?
Царев кубок
Династия Романовых полученное от Рюриковичей водочное наследство развивала активнейшее. Алексей Михайлович, скажем, мало того, что ввел монополию на производство водки, так еще и самолично присматривал за ее производством, пробовал продукт, следил за тем, чтобы качество его не падало. А качество, между тем, было разное. Было «простое вино» - мутноватое и отдающее сивухой – продукт первой перегонки, «добротное» - перегнанное дважды, «боярское» - очищенное елико возможно, с добавлением небольшого количества сахара, что придавало водке сладковатый привкус.
Предки не мелочились и мерили водку ведрами. Объем ведра колебался от 12 до 14 литров. Ведро делилось на 10 «стоп» или 100 чарок. Одно ведро хлебного вина должно было весить 30 фунтов. Если обнаруживался перевес — значит, алкоголь был излишне разбавлен водой, и хозяину заведения грозила суровая кара.
Во времена Петра I ввели западноевропейскую меру - штоф. Затем появилась «четверть» - трехлитровая емкость. А привычная нам водочная бутылка появилась только в позапрошлом веке.
Неизвестно, чем руководствовалась царевна Софья, отдавая приказ закрыть все кабаки. Эта крепкая и властная женщина сама была не прочь выпить во время застолья чарку-другую, так что объяснить такой приказ нечем, а он, между тем, стоил ей большого числа сторонников, переметнувшихся к ее младшему брату – Петру.
Тот из всех горячительных напитков признавал только водку. Может быть потому, что казался ему сей напиток самым европейским, или из каких-то других соображений. Пить царь-плотник умел и пытался приучать к крепкому алкоголю свое ближайшее окружение. Безобразия при этом творились первостатейные: царь не знал удержу в пьяных шутках и забавах. Чего стоил, скажем, царев кубок – необъятных размеров штрафная, которой можно было упиться и до смерти.
Надо сказать, что именно с петровских времен водка стала стратегическим напитком, без которого нельзя было представить себе армию. Впрочем, тут все понятно: универсальный стимулятор, анестетик и антисептик – как без такого средства было обойтись во всех многочисленных войнах, что вела Российская Империя?
После смерти Петра I водка в чистом виде вышла у высших сословий из моды. Ей на смену пришли разнообразные наливки, настойки, ликеры. Так, в елизаветинскую эпоху изготавливалось около сотни сортов разнообразных водок - красная, желтая, зелёная, белая, сладкая, ликёрная, пуншевая, анисовая – по сути, говоря нынешним языком – настоек и травничков. «Чистую» же продолжали пить в кабаках крестьяне. Но изготавливать ее самостоятельно было строго запрещено.