Дым над окопами
В годы войны табак был на вес золота
Так сложилось исторически, что над полями сражений поднимается не только пороховой дым, но и табачный. Привычка, числящаяся в мирное время вредной, становится на войне просто спасительной: ударная доза никотина помогает снимать стресс, успокаивает нервы, заглушает чувство голода. А еще служит тонкой ниточкой, не позволяющей окончательно потерять голову, привязывающей к реальности. Недаром американский президент Рузвельт, еще задолго до открытия США второго фронта назвал табак стратегическим сырьем. И тем более неудивительно, что табачный паек был для солдат Великой Отечественной едва ли не более важен, чем пресловутые «наркомовские граммы».
По тому, кто что курит, можно было судить очень о многом – о воинском звании, принадлежности к тому или иному роду войск, личных связях. Да что там кубы на петлицах! По запаху табачного дыма становилось понятно даже, как обстоят дела на фронтах. Если над солдатскими окопами пахло моршанской махоркой, а из офицерских блиндажей тянуло дымком «Казбека» и «Беломора» - это было признаком благополучия. А если вместо этого поднимался дым «филичевого» - изготовленного из отходов производства, обрезков и соцветий - табака или еще какого эрзаца, - значит дела по-настоящему плохи.
Табачная цитата
«Вы спрашиваете, что нам нужно, чтобы выиграть эту войну. Я отвечаю: много патронов и столько же табака. Табак также необходим, как и дневные пайки, – его нам нужно тысячи тонн и без задержки».
Генерал Джон Дж. Першинг, командующий экспедиционным корпусом США во Франции